В Библии ладан, вместе с золотом и миррой, причисляется к дарам волхвов новорожденному Иисусу. Это одно из древнейших благовоний, ароматическая древесная смола, которая используется не только в ритуальной работе, но и в парфюмерии.
Как я заметила, отношение к ладану в духах преимущественно настороженное. То ли женщина, пользующаяся духами, не желает выглядеть благонравной прихожанкой, то ли дело вообще в физиологии — традиционно ладан применяется в ароматерапии в качестве одного из самых эффективных успокоительных средств. Мне рассказывали, что существует даже исследование о том, что массаж маслом ладана является разновидностью обезболивающего.
Возможно, благоухать ладаном в чистом виде и правда было бы странно.
Но с помощью него можно создать и романтичный мрак (например, замешав его в коктейль с запахом мокрых холодных камней, плесени, книжной пыли — получится почти готический замок с привидениями), и даже сексуальный образ (об этом — чуть позже).
Духи, в состав которых входит распознаваемый носом обывателя ладан, как правило, дистанцирующие.
Взять, например, Avignon от Comme des Garcons. Неприветливые стены старого храма, холодные камни, полумрак, бледные лица, догорающие свечи, горчинка прозрачной римской ромашки, равнодушная вечность, которая дышит в лицо. В моей личной коллекции есть этот аромат, и когда я иду по улице, окруженная его облаком, люди настороженно оборачиваются мне вслед. А уж если сочетать его с черной одеждой и мрачным готическим серебром, то получается и вовсе нечто инфернальное.
Вот у Этро ладан куда теплее. Когда я впервые вдохнула аромат «Полуночная Месса», мне показалось, что так мог бы пахнуть дом с привидениями. Теплое дерево, старые книги, и чья-то тревожная, вполне ощутимая, но вместе с тем невозможная, близость.
«От тебя пахнет… набожными старушками», — сказала мама, когда я однажды пришла к ней в гости в «Мессе».
«Что за странный запах? — удивлялись гости на одной из посещенных мною вечеринок, — Как Рождество в церкви!»
Имеется в моей коллекции и редкость с ладаном в базе — натуральные духи Nigredo авторства парфюмера Анны Зворыкиной, название которых берет начало от первой стадии алхимического процесса, абсолютной черноты, изначальной субстанции творения. В духах этих — все оттенки черного, от материальной темной комнаты, в дыхании которой может прятаться кто угодно до всепоглощающей египетской Нуит. Дерево, шоколад, мирра, немного соли, коньяк, едва читаемый мох и ладан — много ладана, который остается в послевкусии и намекает на некоторое успокоение и на то, что в самом сердце абсолютной темноты находится свет.
Потому что так устроен мир.
Ландасабель