Советы, позволяющие выучить таблицу умножения

green-chameleon-21532

 

Выучить таблицу умножения в свое время пытался практически каждый человек, если, конечно, речь идет о цивилизованных странах. Очевидно, что подавляющее большинство успешно справилось с этой задачей, хотя иногда встречаются люди, которые в зрелом возрасте не помнят таблицу умножения. Скорее всего, такие уникумы толком ее и не знали никогда, поскольку мало кто будет спорить с утверждением, что знать таблицу умножения в детстве, это примерно тоже самое, что научиться кататься на велосипеде и если ты уже овладел этим мастерством, то оно остается с тобой на всю жизнь. Тем более, что человек регулярно в своей повседневной жизни сталкивается с необходимостью подсчитывать что-либо в уме, даже несмотря на то, что практически у каждого в мобильном телефоне сегодня есть калькулятор.

Но согласитесь, что постоянно пользоваться помощью технических средств, при элементарных подсчетах выглядит странно и говорит, по крайней мере, для многих, о недостаточной образованности человека. Это все равно, что заглядывать в словарь по ходу разговора в поиске нужных слов или ехать за рулем автомобиля держа перед глазами правила дорожного движения. Многие, наверное, не согласятся с такими сравнениями посчитав их неадекватными, но тот факт, что данная таблица очень даже пригодится в жизни оспаривать не будут. И то, что ее обязательное заучивание наизусть остается в современной школьной программе, подтверждает полезность освоения навыка устного счета, который, кроме очевидной его практической пользы, является также замечательным инструментом тренировки памяти.

Кстати, интересно будет узнать, что данная таблица впервые появилась в школьной программе в средневековой Англии. В то время она отличалась от хорошо известной нам тем, что счет в таблице велся (и ведется до сих пор) до 12, что объясняется особенностями английской системы мер длины, где 1 фут равен 12 дюймам, кроме того, и в денежной единице Великобритании шиллинге содержится именно 12 пенсов. Так что английским детям значительно сложнее, чем нашим быстро овладеть таблицей умножения, хотя это вряд ли успокоит родителей, которые пытаются заставить свое чадо зубрить этот скучный набор цифр.

Поэтому, предлагаем вашему вниманию несколько рекомендаций, как родители могут помочь своим детям в освоении навыка умножения в уме, ведь для многих эта задача кажется просто непосильной.

Нужная обстановка

Для эффективного рабочего процесса, необходимо выбрать удачное время и место. Так, если ваш ребенок слишком устал после школы или попросту голоден, то «грызть гранит науки» он явно не готов и занятия не дадут желаемого эффекта. Важно подойти к заучиванию таблицы умножения с максимально возможным запасом энергии и, что будет совсем нелишним, с энтузиазмом.

Для этого целесообразно использовать какие-то стимулы, но не материального характера. Как лучше поощрить своего ребенка за успехи в изучении могут знать лишь родители, и универсальных советов здесь быть не может, но можно сказать, что если вы даже просто выразите словами радость от успехов вашего чада, то это может стать хорошим стимулом для него добиться успеха в будущем.

Наверное, не стоит говорить, что для успешного обучения необходимо исключить все отвлекающие факторы, такие как телевизор или смартфон и заниматься в полной тишине, чтобы ребенок был сосредоточен только на цифрах. Не нужно забывать и о паузах в учебе, если становится заметным появление усталости. После перерыва занятие следует начинать с повторения уже выученного ранее.

Кроме того, не стоит ограничивать занятия временем, просто нужно постоянно поддерживать в ребенке стимул к учебе. Для этого необходимо устраивать ему небольшие экзамены на протяжении всего дня, задавая вопросы по уже выученному материалу. Например, если вы накануне освоили умножение на три, то и проверяйте, как ребенок выучил таблицу умножения только до этой цифры, не опережая события и не пытаясь попутно заставить его запоминать примеры со следующей цифрой. Переходите к ней только тогда, когда ребенок уверенно и без запинки отвечает на уже пройденный материал.

Основные правила

Многие родители начинают учить своих детей таблице умножения еще в дошкольном возрасте, но в школе их будут учить по своему методу, скорее всего отличному от вашего. Поэтому, лучше придерживаться школьного метода и дома, если конечно ребенок уже не выучил таблицу до школы. Прибегать к другим методам запоминания таблицы умножения целесообразно лишь тогда, когда тот способ, каким детей обучают в школе, не подходит вашему ребенку, и ему тяжело пользуясь школьным методом усвоить материал.

Ниже приведены примеры, ориентируясь на которые можно понять, по какому пути двигаться в изучении:

  • Начинать следует от наименьших цифр, двигаясь по порядку: 0, 1, 2 и так далее, давая информацию постепенно, не форсируя обучение, что даст возможность ребенку хорошо запомнить правила. Нужно понимать, что дети вначале учат таблицу наизусть и лишь со временем начинают понимать алгоритм.
  • Объясняйте ребенку сам принцип умножения, применяя при этом форму сложения, с которой наверняка он уже знаком, если приступил к таблице умножения. Пример: 2х5 = 2+2+2+2+2. Это научит ребенка не только запоминать таблицу, но и понять, откуда берется результат умножения.
  • С первого урока нужно показать на примерах принцип коммутативности. Имея перед собой таблицу, продемонстрировать наглядно, что перестановка элементов не влияет на результат и 4х6 то же самое, что и 6х4. Таким образом, ребенок увидит, что учить ему придется фактически лишь половину таблицы умножения, что наверняка придаст ему больше энтузиазма.
  • Старайтесь в процессе изучения таблицы максимально уменьшать принцип механического запоминания, обращая внимание на разные закономерности. Это также нужно показывать наглядно. Так, сразу бросается в глаза, что все умножения на цифру 10 заканчиваются нулем и чтобы получить результат не нужно ничего запоминать, а просто добавить 0 к умножаемой на 10 цифре. То же самое касается и цифры 5, результаты умножения также заканчиваются либо на 5, либо на 0. Таким образом, ребенок увидит, как кажущаяся вначале неимоверно большой, а значит трудной к запоминанию, таблица еще значительно уменьшилась, и добиться успеха стало гораздо легче. Второй пример: умножение на цифру 5 вдвое меньше чем цифру 10. Может оказаться, что вашему ребенку будет легче запомнить, что 4х5=20 умножив вначале 4х10=40 и разделить результат пополам. Еще один пример: для умножения на 4 можно просто дважды умножить на 2. Так, чтобы 8 умножить на 4, можно вначале умножить 8х2=16 и затем полученный результат вновь умножить 16х2=32. Таких закономерностей можно найти сравнительно много и чем больше их узнает ребенок, тем легче ему будет выбрать самый подходящий именно для него.
  • Полезно будет объяснить ребенку, что если, например, он забыл, сколько будет 7х8, но помнит, что 7х7=49, то ему необязательно напрягать память, а достаточно просто к 49 прибавить еще одну семерочку и получить 56. Этот способ особенно хорошо работает с таблицей на 9, только в этом случае нужно не прибавлять, а отнимать. Пример: 9х7=63 достаточно сложно запомнить, а вот 10х7=70 элементарно просто и, чтобы получить правильный результат, достаточно просто отнять 7 от 70 и получить 63. Но следует иметь в виду, что подобный метод стоит применять как дополнительный и допустимый только в том случае, если ребенок не может вспомнить таблицу. Гораздо лучше, если все-таки результаты умножения всплывают в памяти автоматически, а не требуют дополнительных математических подсчетов. Именно поэтому мы и не упоминаем здесь умножение с помощью пальцев. Данный метод был достаточно популярен в прошлом, да и сегодня есть люди, которые учат умножать своих детей именно таким образом. Возможно, он и имеет право на существование, но это больше напоминает умножение на калькуляторе, чем устный счет.

Закрепление результата

Необходимо осознать, что в случае с заучиванием таблицы умножения более важным является конечный результат, а не скорость обучения. Важно, чтобы таблица навсегда осталась в памяти ребенка и лучший здесь способ – это многократное повторение.

Не стоит форсировать процесс запоминания, делая частые паузы, чтобы излишне не утомлять ребенка, что может вызвать элементарное чувство отвращения и тогда достичь результата будет еще сложнее. Можно попробовать превратить занятие в некую игру, что сделает обучение веселым и увлекательным. Так пример, можно вспомнить игру бинго или лото, когда поделенную на квадраты с цифрами карточку заполняют фишками. Каждый имеет свою карточку с 36 квадратами и нанесенными на них разными цифрами. Если ведущий называет, например 3х5, и на вашей карточке есть число 15, то вы закрываете соответствующий квадрат и так далее. Выигрывает тот, кто первым закроет всю свою карточку.

Кому-то может понравиться запоминание таблицы умножения в форме стихотворения. Например, можно порекомендовать стихи Казариной М. или Усачева Д. Можно использовать в занятиях современные гаджеты, ведь в сети предлагается много различных игр и викторин на эту тему. Занятие на смартфоне или ноутбуке наверняка заинтересует вашего ребенка, тем более, если оно будет проходить в форме игры или соревнования.

Ну и не забывайте хвалить своего малыша за достигнутый успех, что, безусловно, будет стимулировать его к достижению конечной цели. А конечная цель – это тот уровень запоминания, когда ребенок начнет уверенно отвечать на любой вопрос из таблицы умножения и тогда уже можно переходить на двухзначные цифры.

В любом случае, для успеха изучения потребуется терпеливость и настойчивость, как со стороны родителей, так и детей. Ежедневные занятия обязательно принесут результат и ничего страшного нет в том, что если вашему ребенку потребуется больше времени на запоминание, чем кому-то из его одноклассников. Все дети имеют разные способности и ваш наверняка даст фору остальным в чем-нибудь другом. А в данном случае более важным является то, чтобы таблица умножения отложилась в памяти человека на всю жизнь, а не то, как быстро он ее выучит.

*/ ?>