Уникальное место, вдохновленное концепцией «руинных баров» Будапешта, сразу же стало центром притяжения московской публики.
О секретах успеха, изменениях и трендах барной индустрии и особенностях отбора проектов для «Профсоюза» мы поговорили с одним из его владельцев, ресторатором Дмитрием Левицким.
Как изменилась барная индустрия в России за последние, скажем, пять лет?
За последние 5-7 лет стало очевидно, насколько быстро развивается барная индустрия. Для москвичей становится нормальной привычка ходить в бары.
10-12 лет назад, когда мы только начинали, бар был больше историей “по поводу”, но сейчас бары становятся ежедневной частью городской среды и обычной моделью поведения горожан, что очень круто.
Какие места и концепции сейчас особенно в тренде?
Все развивается волнами: сначала были танцевальные бары, потом стали модны коктейльные, потом захлестнула волна крафтовых баров и пабов (конечно, классические пивные были и до этого).
Последний очевидный тренд — это винные бары, их становится всё больше. Вино превратилось из напитка “по поводу” в продукт ежедневного потребления.
Сколько тренд продлится — не знаю, это уже становится массовой историей. Если первые винные бары были на пересчет, то сейчас их становится много уже в каждом районе.
Как родилась идея «Профсоюза» и насколько сложно ее было реализовать?
Если совсем глубоко копать, мы давно думали, почему в Москве не складываются барные кварталы и улицы, ведь они есть в других городах.
В любом крупном городе от Праги до Гонконга можно найти такие места — это будет площадь, на которой много баров, или улица, или даже квартал, например, как в Гонконге: когда на первом этаже большого здания расположены бары, и люди ходят вокруг бизнес-центра по квадрату, посещая заведения.
В Москве бар-хоппинг не складывается: переход из бара в бар крайне сложен, потому что надо ехать, платить за такси, а передвигаться пешком не всегда позволяет погода.
Мы впервые увидели формат руинных баров в Будапеште (когда бары находятся не на улице, а скрыты в одном большом помещении). Нам очень понравилась идея такого барного кластера для стран с плохой погодой, позволяющая путешествовать из бара в бар, не выходя на улицу.
Сложно ли строить объект площадью 1700 кв.м.? Все относительно, но самое главное, что сама идея сразу нашла отклик у всех, кто в ней участвует (бары-резиденты, персонал, наши партнёры).
А так, это первый проект в России, никто не знает, как он будет работать, как будет складываться его экономика, что делать для максимального комфорта гостей, арендаторов и прибыли владельцев пространства.
Какие проекты внутри «Профсоюза» нравятся вам лично больше всего?
Мне сложно выделить любимчиков внутри объединения. Мы подбирали проекты так, чтобы каждый из них был уникален, и мы любим каждый проект, который туда заходит.
Проходные проекты мы туда и не берем: это и есть сама суть и задумка пространства, реализовывать которую нам помогают арт-директора.
Насколько сложно зайти в «Профсоюз»?
Для нас важны бары, обладающие своей историей и созданным вокруг них комьюнити. Например, вело-бар, кино-бар или команда Stereotactic, которая за многие годы в Москве собрала множество людей вокруг своих проектов.
Чем более интересная история за баром, тем больше за ним людей.
Пространство «Профсоюза» очень инстаграмное. Не боитесь, что все будут фоткаться, вместо того чтобы отдыхать?
Все рассчитано на то, чтобы человек провел здесь много времени: это не просто зайти и выпить. У нас остаются и на час, и на три, и на пять. Найдется время на селфи и фото с друзьями, что тоже очень важно — людям хочется нас запомнить, а это многое значит!
С чего начать человеку, который хочет открыть свой бар?
Человеку, который хочет открыть свой бар, сначала рекомендую поработать в чужом баре. В идеале дорасти до управляющей позиции, чтобы научиться на чужих деньгах, а не на своих. Потому что сразу крайне сложно попасть в точку.
Многие решения, которые принимаются людьми, не имеющими опыт в барной индустрии, кажутся им самим смешными через какое-то количество лет. Любой рынок ты должен знать, прежде чем туда заходить.
Проще ли в Москве или в Питере? Зависит от концепции. Как и бюджет. Условно: гламурный клуб лучше открывать в Москве, тихое место — в Питере. В Москве и Питере больше рынок, нужно придумывать что-то выдающееся, а в маленьком городе люди придут и в простое место.
Наверняка друзья спрашивают у вас, куда стоит сходить. Какие места им советуете?
Москва такой город, где быстро всё меняется: заведения, которые я рекомендовал полгода назад, сейчас уступят место новым. Стабильных рекомендаций нет, особенно в барной индустрии.