История одного кабаре: «Мулен Руж»

paul-guillotel-598008-unsplash

В 1889 году в Париже с 6 мая по 31 октября проходила Всемирная выставка, приуроченная к 100 -летию взятии Бастилии. Выставка, явившаяся символом индустриализации и площадкой для демонстрации технических и технологических достижений, осталась в истории Парижа навсегда.

К ее открытию была построена Эйфелева башня, служившая входом на саму выставку, на самой выставке был представлен первый автомобиль, который выпустила компания Benz, названный в честь дочери изобретателя Мерседес, а также открыто кабаре «Мулен Руж».

Кабаре располагается на холме Монмартр, на бульваре Клиши, близ площади Пигаль, в квартале красных фонарей. Название кабаре дала мельница, созданная в качестве декорации архитектором Леоном-Адольфом Вилеттом, а цвет ее «крыльев» недвусмысленно намекал на располагавшийся поблизости район порока.

Мельница в качестве декорации была выбрана отнюдь не случайно — холм Монмрантра славился своими виноградниками и мельницами. Кто бы мог подумать тогда, что одна из них, прославит весь Париж.

В то время кабаре только начали зарождаться. Первое кабаре «Черный Кот» было открыто лишь за 8 лет до открытия «Красной мельницы». Здесь распивались горячительные напитки, распевались традиционные песни шансон, показывались пьесы и ревю (музыкальные представления) и выступали с собственными номерами конферансье.

Появление Moulin Rouge меняет представление о кабаре. Создают его испанец по происхождению Хосе Оллер Рока и Шарль Зидлер. Основная задача — воспользоваться ажиотажем вокруг Всемирной выставки Expo и сделать Монмартр районом развлечений.

В кабаре начинают приглашать талантливых поэтов и музыкантов, что делает его чрезвычайно популярным среди богемной публики Монмартра. В разное время здесь жили Ренуар, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Утрилло, Аполлинер, Пикассо, Модильяни. Все они частенько захаживали в «Мельницу».

Близость борделей, создатели кабаре использовали по-своему. Здесь начинают исполнять смелые откровенные танцы. На грани дозволенного в то время, зажигательный французский канкан, становится самым популярным исполняемым танцем. Фривольные движения и раскованные танцовщицы превращают кабаре в место досуга для мужчин.

Французский канкан — как прозвали эту кадриль англичане — это фантастически темпераментный танец, который дивы «Мулен Руж» доводили до сумасшедшего исступления: ритм, шум, визги, крики, бешеный темп: содом и гомора в «Мулен Руж» привлекали сюда бедных и богатых, аристократию и нищету, мошенников и гениев. Здесь никогда не было кулис: сцена и жизнь сплетались в пороке и чувственности, здесь никогда не было репетиций: искреннее веселье рождалось внутри.

О танцовщицах следует рассказать особо. И не потому, что первые танцовщицы канкана запечатлены на полотнах Ренуара или Тулуза-Лотрека, с которыми были чрезвычайно дружны. Они создали ту самую атмосферу Moulin Rouge, тот самый канкан, который прославил «Мельницу», а в месте с ней и сам Париж. Не зря сами французы любят говорить: «Кто был в Париже и не посетил «Мулен Руж», тот не сможет до конца понять, что же такое Париж».

Итак, первыми и самыми известными танцовщицами одного из самых зажигательных танцев были Луиза Вебер (носившая псевдоним Ла Гулю) и Жанна Бодон (она же Жанна Аврил). Обе происходили из бедных семей, и каждая стала звездой кабаре.

Жанна была самоучкой, никогда не бравшей уроки танцев. Ее харизма, азарт и безусловный шарм, с которым она выступала и делала сольные номера, принесли ей успех и славу. Именно Жанна позирует Тулуз-Лотреку для знаменитых афиш «Красной Мельницы» в 90-х годах 19 века.

Жанна Бодон

Ла Гулю, пожалуй, самая известная танцовщица канкана. Королева Монмартра, как ее называли, подруга и модель Ренуара и Тулуза-Лотрека, танцовщица от Бога, она прославила канкан и кабаре. Выступая, Ла Гулю прохаживалась по залу. За нее часто поднимали бокалы, чествуя ее. Именно она придумала финальную концовку легендарной кадрили: кружась с поднятой одной ногой в бешеном ритме, и затем после головокружительного прыжка с визгом растягиваться в шпагате.

Луиза Вебер

Не менее известна, Гильбер Иветта, певица и актриса «Мулен Руж», близкая подруга Фрейда. Получив свое признание в Мулен Руж, позднее выступала в Карнеги-Холл, снималась в кино, вела хроники в прессе и преподавала.

Гильбер Иветта

«Мулен-Руж» того времени объединил в себе творчество и порок, красоту и безобразие. Сюда часто захаживали талантливые художники и поэты. В оном из своих писем Блоку, Андрей Белый писал об атмосфере царившей там: «сумасшедший бред из перьев, вульгарно накрашенных губ, черных и синих ресниц. Голые ноги, бедра и руки, и груди обрушились на меня кроваво-красной пеной полупрозрачной одежды».

Именно «Мулен Руж» стал местом зарождения стриптиза, однако первые стриптизерши были отнюдь не дивы «Мельницы», а подвыпившие студентки-натурщицы. Их танец с полным обнажением вызвал скандал — был суд, наложивший запрет на подобные танцы с раздеванием, что в свою очередь взбудоражило и вызвало возмущение французского студенчества. Схватки с полицией, повлекшие за собой даже несколько смертей, были не напрасны: запрет на стриптиз был снят.

Но прославил «Мельницу» несомненно Лотрек. Многие видят Moulin Rouge именно его глазами. Обладая неприглядной внешностью, художник аристократ-коротышка (в ту пору, однако, абсолютно неизвестный) находил некое забвение в атмосфере красоты и порока, которую прославляло кабаре. Завсегдатай кабаре, он приходил сюда почти каждый вечер, развлекал танцовщиц своими шутками, делая наброски. Создавая свои афиши для «Мулен Руж», художник делал первые плакаты в истории современного искусства.

Анри Тулуз-Лотрек

Прекрасная эпоха, начавшаяся в то десятилетие, ознаменовала собой прогресс естественных наук, автомобилестроения и воздухоплавания, расцвет фотографии, рождения кино, новейших технологий и медицины, становления социологии и этнографии, археологических открытий, модерна и модернизма в искусствах и литературе. Франция и Париж переживали свой Золотой Век. Это не могло не отразится на духе «Красной мельницы». Не смотря на близость борделей и района красных фонарей, оно не превратилось в место рождения порока, хоть и несло в себе фривольность канкана, вульгарность духа и распущенность танцовщиц. «Мельница» впитала в себя дух Парижа той эпохи: в прокуренных причудливых интерьерах кабаре влюблялись и разбивали сердца, играли в карты и баловались запрещенным абсентом, проворачивали свои грязные дела воры и мошенники, творили свои шедевры гении и строили планы талантливые ученые. Оно превратилось в символ столицы Франции, без которого немыслимо представить этот город.

Позднее казино переживало разные времена. Пожар в 1915, войну и финансовый затруднения. В 1937 году, новый владелец «Мельницы» Зарман превращает «Мулен Руж» в ночной клуб. Теперь здесь подают ужин, дают концерты: в «Мельницу» рекой текут туристы.

После войны казино вновь открыло свои двери. В 1963 Джеки Клерико открывает новую эру в «Мулен Руж». Отныне «Мулен Руж» — место фантастических шоу, действо для туристов всех мастей. Здесь подают вкуснейший ужин и на шоу приходят даже с детьми.

Здесь начинают выступать лучшие шансонье Франции, а позже всего мира. Знаменитые французы: Морис Шевалье, Жан Габен, Эдит Пиаф, Ив Монтан, а также Элла Фитцджеральд, Лайза Минелли, Фрэнк Синатра, Элтон Джон выступали на сцене «Мулен Руж».

В 1963-м с успехом проходит программа Frou-Frou (Шелест), и отныне все программы в «Мельнице» начинаются на F: Frisson (Дрожь), Fascination (Очарование), Fantastic (Фантастика), Festival (Фестиваль), Follement (Безумство), Frenesie (Неистовство), Femmes, Femmes, Femmes (Женщины, женщины, женщины), Formidable (Великолепные). Feerie (Феерия).

Легендарная кадриль, «французский канкан», превращается в красочное шоу. Лучшие девушки танцовщицы считают за честь танцевать в «Мельнице». Среди них много русских — русская танцевальная школа славилась всегда. И хотя танцевать в «Мулен Руж» — тяжелый труд: девушки меняют по 10 костюмов за выступление, каждый весит до 10 кг, и правила, установленные здесь весьма суровы, танцовщицы мечтают войти в историю «Мельницы», чтобы в бешеном темпе кружится в ярких юбках, высоко выбрасывая ноги, и в финале красиво разбежаться, с визгом растянуться в шпагате под аплодисменты публики.

«Мулен Руж» сегодня — фантастические декорации, оригинальная узнаваемая музыка, отточенные движения, страусиные перья, стразы и блестки на костюмах лучших танцовщиц планеты.

И пусть это только восхитительное шоу. Кабаре, давшее начало канкану, стриптизу, прославившее Лотрека, Монмартр и сам Париж, стоит того, чтобы его посетить.

*/ ?>